«Георгиевская церковь в русской культуре»

1

5 декабря 2025 года состоялись ключевые мероприятия проекта «Если ГОРЕТЬ, то только ДЕЛОМ», призванного обратить внимание на особую красоту и одновременно уязвимость деревянного зодчества от огня.

В центре внимания оказалась Георгиевская церковь из д. Поцкий Погост Тарногского района – объект культурного наследия федерального значения.

«Георгиевская церковь в русской культуре»

Выставка «Георгиевская церковь в русской культуре», открывшаяся на паперти храма, представляет собой своеобразный итог многолетних исследований и в доступной форме рассказывает посетителям о судьбе памятника, его трансформациях и возрождении в музее.

«Георгиевская церковь в русской культуре»

Она предъявляет редкие архивные фотографии, чертежи и документы из фондов ведущих музеев страны, а также графические и живописные работы Ивана Билибина, Феодосия Вахрушова и других художников, чьи имена неразрывно связаны с изучением северной архитектуры.

«Георгиевская церковь в русской культуре»

На открытии выставки присутствовали архитекторы, реставраторы, музейные сотрудники, представители РПЦ и СМИ. Они первыми смогли оценить замысел выставки и художественное решение.

«Мне выставка очень понравилась. Кроме фактического материала, что само собой, разумеется, бесценно, очень здорово, что под потолком цитаты известных людей - они очень злободневны и просто необходимы в нашем регионе. Нам необходимо восстанавливать сознание у людей о том, что имеет подлинную цену… Свет ненавязчивый. А как здорово в темноте, когда окна светятся…», - прокомментировала увиденное архитектор Наталья Сергеевна Пьянкова.

«Георгиевская церковь в русской культуре»

После открытия экспозиции гости приняли участие в работе круглого стола и обсудили перспективы устройства иконостаса в памятнике. К сожалению, несмотря на приложенные усилия, никаких свидетельств о том, как выглядел иконостас в храме, не удалось обнаружить, также не найдено ни одной оригинальной иконы из храма.

«Георгиевская церковь в русской культуре»

Единственной зацепкой является проект архитектора Милеева Д.В. (1905 г.), в соответствии с которым в начале XX века был отреставрирован храм. Проект содержит информацию, что иконостас носил тябловый четырёхъярусный характер, имел завороты на стены, а также двое царских и двое дьяконских врат. По совокупности перечисленных признаков можно судить о его архаичности.

«Георгиевская церковь в русской культуре»

В 2025 году разработкой проекта иконостаса Георгиевской церкви занимается архитектор Олег Николаевич Никитин. Он представил на суд собравшихся два проектных предложения, сформированных на текущий момент на основе сравнительного анализа высотных отметок расположения тябл в проектах Милеева Д.В. (1905 г.) и института «Спецпроектреставрация» г. Москва (1986 г.). Также Олег Николаевич познакомил участников встречи с имеющимися аналогами иконостасов древних деревянных храмов, которые помогут в дальнейшем осмыслении работ.

«Георгиевская церковь в русской культуре»

По итогам 2025 года музей получит рабочий проект иконостаса, который позволит заняться устройством его в объеме памятника. Ввиду отсутствия документальных свидетельств говорить о полноценном воссоздании облика исторического иконостаса нельзя. Впереди предстоит принятие сложных решений, связанных с его дальнейшим художественным оформлением. В ходе круглого стола прозвучали разные профессиональные мнения, оценки и существующие подходы.
 

________________
Воссоздание пожарного депо осуществляется в рамках проекта «Если ГОРЕТЬ, то только ДЕЛОМ», поддержанного Благотворительным фондом «Доброта Севера» и компании «Северсталь»

Фото_4