Традиции празднования Троицы на Вологодчине

Вся жизнь крестьянина на Русском Севере была подчинена повторяемой смене времен года. Повседневная обыденность, наполненная заботами и трудом, чередовалась с праздничными днями, которых крестьяне ждали с нетерпением.

«По окончанию весенних работ справлели вот такой праздник (Троицу), праздновала вся деревня: и малые, и старые» (деревня Мыс, Нюксенского района Вологодской области).

Первым летним праздником был Троицын день (Троица, День Святой Троицы). Народная мудрость гласит: «Троица тремя праздниками богата - цветами, травами и румяным летом». В это время пробуждалась и наполнялась красками природа - расцветали травы, растения и деревья, символизируя радость жизни. На Вологодчине повсеместно на Троицу было принято украшать свежей зеленью дома снаружи и внутри, а на деревенских улицах и под окошками каждого дома становить срубленные молодые берёзки – «на праздник-от стоит зелёная».

Следует отметить, что наряду с общепринятыми традициями празднования Троицы также существовали - локальные (местные). Так на северо-востоке области (Тарногский район).

Троицкая обрядность включала в себя действия с яйцом, выступающим как символ зарождающейся новой жизни. Яйца красили, собирали, дарили, употребляли в пищу, использовали в игре. Так, в деревне Дор Нюксенского района мужчины, начиная с вечера, отправлялись на обход деревенских дворов для сбора яиц - «под кутюшку (курицу) яичко собирали». Весело, с пением частушек под гармонь они ходили всю ночь до самого утра и могли обойти не одну деревню. А потом, собравшись у костра, устраивали совместную трапезу.

Подготовка к празднику начиналась в троицкую субботу. Жители многих деревень пекли пироги, красили яйца, ходили на кладбище поминать умерших родственников.

Не обходилось празднование Троицы и без посещения службы в церкви. По традиции с утра жители деревни шли в церковь, а затем отправлялись домой, отмечать праздник в кругу семьи. О том какой порядок празднования был установлен в деревне Задней Нюксенского района рассказывала её жительница Александра Хомякова:

«Первой-от день, в Троицю-ту собираемся к обидне, к обидне ходим. А у нас обидня-та - за петь километров в Ивановськой-то. Дак тут уж не с утра (гулянье) – наверное, часов с двенадцети, не раньше».

Как и в остальные крупные праздники на Троицу устраивали обильное застолье (пированье) в доме, ожидая гостей к обеду – «пекли и готовили самое вкусное».

Важной составной частью праздника были уличные гулянья («игришша»). Вся крестьянская община в своих лучших праздничных нарядах отправлялась к местам общего веселья. Шествуя вдоль широких улиц, зачастую переходя из одной деревни в другую, крестьяне поздравляли друг друга с праздником, пели песни и плясали.

На гулянья собирались «в круга» (компании) – «в этом кружку родня посидит, выпьет, повеселице, потом на общоё гуляньё пойдёт». Деревенская молодёжь собиралась компаниями по несколько человек - парни отдельно, девушки отдельно. Девушки гадали на суженного, плели из берёзовых веток и трав венки, водили хороводы, пели песни и играли. Парни тем временем соревновались между собой, мерялись силой, показывали свои умения и удальство.

Собираясь на общих гуляниях, деревенская молодёжь заводила хороводы, игры, пляски, знакомилась, обменивались любезностями и подарками. Не редко, в это время складывались будущие брачные пары.

Обязательной деталью Троицына дня являлись качели. Их устанавливали накануне праздника молодые парни и мужчины. Парни качали девушек, а те в свою очередь одаривали их крашеными яйцами и деньгами.

На Троицу был распространён обычай своеобразного смотра невест с демонстрацией нарядов, показывающих богатство, рукоделие и трудолюбие девушки.

Считалось, что та девица, которую на Троицу просватают, а на Покров замуж отдадут, проживет со своим супругом долгую и счастливую жизнь.Всё действо праздника Троицы представляло собой завораживающую картину, случалось большим долгожданным событием в жизни крестьян и было направлено на обеспечение будущего плодородия земли, богатого урожая и крепкого здоровья.