Право на судьбу: всходам быть!

Музей продолжает отстаивать право на судьбу, но уже не в одиночку, а вместе с единомышленниками - участниками Школы музейной интерпретации. Позади осталась первая неделя учебного процесса. Она показала заинтересованность, включённость и отзывчивость людей, сделавших выбор в пользу будущего музея, который пытается моделировать жизнь и уклад северной деревни конца XIX - начала XX века. Пока идёт напряжённый творческий процесс по выявлению показательных крестьянских историй, разработке сценария будущего антропологического спектакля, поиску содержания и форм его предъявления в музейной среде, учащиеся Школы с большим воодушевлением посещают теоретические занятия от ведущих учёных Вологодского государственного университета.

Не случайно лекция "Социокультурный ландшафт Русского Севера" стала первой в учебном курсе. Профессор, доктор исторических наук Камкин Александр Васильевич рассказал о своеобразии Русского Севера, о крестьянских мирах и мозаичности культуры, а также объяснил, почему именно на этой территории сохранилась "живая старина", пожалуй, лучше, где либо.

"Друзья мои, соучастники! Вы понимаете, КАК нам с вами повезло?! Из аудитории выходила обновленная, просветленная... Все произошедшее сегодня дорогого стоит. Заново открываю для себя родной край с огромным интересом", - живо отреагировала на услышанное Марина Репина.

С нетерпением группа ждала четверга, и новая встреча состоялась. На этот раз свой взгляд на традиционную народную культуру изложила профессор, кандидат искусствоведения Галина Петровна Парадовская. Её образный и вдохновенный рассказ, подкреплённый экспедиционными видеозаписями, никого не оставил равнодушным. А демонстрация ею вологодского говора заставила задуматься о предстоящей серьёзной работе по интонированию, изучению диалектных особенностей языка.

"Галина Петровна так доходчиво подавала материал, что разбередила душу на изнанку. Отчетливо вспомнилось, казалось бы давно забытое прошлое, горящая лучина, бабушкины песни, драночная зыбка-байка, в которой качалась сама уже "большая". Всем было не до меня, сама себя укачивала, не желая переходить в кровать. ОТЧЕТЛИВО помню качильно и кольцо в матице... как давно это было! Как недавно!!! Всё в прошлой жизни было правильным. Очень мудрыми были наши предки, много оставили, да растеряли мы всё на жизненном пути! Грустно", - заметила Дина Петровна Шалашлова.

"Я под огромным впечатлением!!! Стыдно стало, что нет сундука с традиционным костюмом и бабушкиной песней...но очень хочется это исправить!!!!!" - Галина Соколова.

Особое место в программе Школы занимают практические занятия. Для многих из откликнувшихся к участию в проекте опыт по постижению основ актёрского мастерства стал первым и желанным. Актриса, режиссёр молодёжного театра-студии "Сонет" Ольга Бороздина провела первые групповые тренинги, которые способствовали не только развитию памяти, правильному дыханию, но и большему сближению и сплочению собравшихся.

"ПРОСТО ВОСТОРГ!!!!!!!!! ...Наш урок прошел как - один за всех и все за одного! Очень дружно накрутили "снежный ком" - это очень интересный способ познакомиться в сокурсниками ШМИ! Оказывается, что дышать надо тоже учиться!", - оставила свой отзыв в контакте Наталия Васютина.

"Если серьёзно, то после сегодняшнего занятия, становится понятно, что здесь собрались ЕДИНОмышленники... Очень хочется, чтобы эта активность, (как на лекциях, так и на занятиях), энтузиазм, огоньки в глазах, не исчезли через какое- то время, а сохранились до конца", - выразила надежду Любовь Смородинова.

Идея общности интересов, погружения в традицию, служения сохранению исторической памяти о северной деревне отразилась и в логотипе Школы музейной интерпретации. Его разработчики учли мысли, высказанные учащимися во время первого мозгового штурма, направленного на знакомство друг с другом и осознание целей проекта. Теперь, глядя на логотип, кто-то разглядит в нём разноцветный хоровод вокруг музея, а кто-то гармоничный цветок, выросший в Семёнково из семян традиции и знаний, приобретённых в Школе.

Удастся ли вырастить этот "цветок"? Время покажет. А пока занятия в Школе будут продолжены…