"Пусть память о деревне живёт в музее..."

Никакая литература, никакие источники не в состоянии заменить общения с живой деревней, с людьми. Для музейщиков экспедиция – это тонкая настройка на интонации, до сих пор живущие в народе, возможность уловить пульс ушедшего времени, установить контакты со старожилами деревни, а если повезёт, то и приобрести скарб, предметы быта и старины, так необходимые для строительства музейной экспозиции.

В разгар лета 2018 года дважды удалось выехать в непродолжительные экспедиции. Поводом к каждой из них стало обращение вологжан, любящих музей и заинтересованных в его развитии.

История первая

В один из дней в офисе раздался звонок: "Приезжайте! Дом старый, много скарба. Пусть память о деревне живёт в музее...". Не откладывая вдаль, уже следующим днём мы мчались в Тарногский район. Практически на всём протяжении пути неистовствовала погода. Но стоило миновать Тотьму, как мы оказались в настоящем раю. Тишина... Благодать...В деревне Сергиевской нас встречали двоюродные сестры: Дина Петровна Шалашова и Новосёлова Нина Алексеевна. По русской традиции гостей после дальней дороги за стол усадили, ухой накормили, а после предложили осмотреть деревню. Сергиевская в прошлом была портом, центром округи, а теперь жизнь красивейшей деревни, стоящей на высоких берегах Сухоны, замерла.

"Когда-то здесь было многолюдно, жизнь кипела, а теперь осталось на всю округу человек сто", - с болью в сердце заметила наш гид Дина Петровна. Даже не верится, - продолжала она , что когда-то по реке сплавляли лес, ходили корабли, отец и дед рыбачили, а мы, детвора, отпросившись у родителей, всё лето проводили у воды. Без дел нас не отпускали к речке, а нам за радость было найти повод, чтобы убежать к ней. Вот и стирали половики, тяжёлые фуфайки, чистили посуду, а заодно резвились, купались...".

Тьма подкралась незаметно. А нам ещё предстояло разобрать поветь, чулан. "Берите всё, что сочтёте нужным для музея", - повторяли хозяйки. И вот с фонарём в руках мы приступили к работе...

На утро фургон, гружёный рыболовными сетями и косами, граблями и бочками, лыжами, жерновами, домотканными половиками и другими вещами двинулся по направлению в музей... "Хорошим вы делом занимаетесь, нужным, - подбадривала нас Нина Алексеевна, - Только в музее сейчас можно вспомнить те времена, когда деревня была сильной и крепкой..."

История вторая

Дом Пантиных из деревни Новая Суда Сямженского райна - как настоящий лабиринт для чужака: в двух этажах, с чердаком и чуланом, жилая часть по обе стороны. В таком и потеряться несложно… На фотографиях, что в рамках висят на стенах, узнаются несколько поколений людей. Счастливые лица стариков и детей глядят из прошлого. Вот кто-то сидит за гармошкой, тут же кадры с сенокоса. Для нас, выросших в городе и, волею судьбы, работающих в музее, хранящем память о деревне, интересно всё: как работники держат косы и грабли, чем заняты мужики, и что в это время делают бабы. Нет мелочей. Внимание на детали. Пусть перед нами фотографии уже советского периода, но и они оказываются информативными в поисках ответов на вопросы. Ведь традиция продолжала жить точно также как и старая добротная мебель, крестьянская утварь, которую обнаруживаем в пустующих крестьянских домах.

Когда-то на первом этаже этого дома была школа, звенели детские голоса. Теперь печь обрушилась, в помещении пыльно и грязно. Не сохранилось парт, школьной доски – никаких зацепок, выдающих прежнюю жизнь. Пытаемся что-то разузнать у хозяев, в ответ разводят руками. Оно и понятно, много воды с тех пор утекло… Остаётся лишь включить воображение, здравый смысл и представить, как протекал учебный день в этой школе.

Наконец мы попадаем в чулан. Вот, где доживает свой век всё то, что верой-правдой служило человеку. Настоящее раздолье для музейщика. Тут мы находим и ручные жернова, обнаруживаем токарный станок, в полуразобранном виде - ткацкие станы. Среди прочего встречаем рубанок и топор, в отдельном ящике колодки для обуви и любопытную дверь с изображением башмака. И снова начинаем строить версии и делиться догадками: а может быть, в этом доме работал мастер-по пошиву обуви? А может быть каталь? Пока неизвестно. Но мы не теряем надежды найти ответы на все эти вопросы. Обещаем и с вами поделиться нашими открытиями.

Музей выражает признательность и благодарность за радушный приём, добрые рассказы и комментарии, за предметы, которые вскоре пополнят музейную экспозицию, Шалашовой Дине Петровне и Новосёловой Нине Алексеевне, уроженкам деревни Сергиевская Тарногского района,  также семье Пантиных за возможность исследовать их родовой дом и ценности, переданные в дар.