Георгиевская церковь

Георгиевская церковь
кон. XVII в.
из деревни Поцкий погост Верховского сельского совета Тарногского района

Шатровый деревянный  холодный Георгиевский храм был построен в кон. XVII-нач. XVIII вв., «на месте старой деревянной церкви 1588 года постройки, расположенной в верховье реки Уфтюги».
Георгиевская церковь двухпрестольная, освящена в 1700 году. Южный престол во имя Св. Бориса и Глеба, северный -  во имя Св. Георгия.
Вопрос ее переноса в музей был определен на уровне проектирования генерального плана в 1982 году. По ряду обстоятельств, несмотря на наличие полного комплекта научно-проектной документации и проведенного комплекса противоаварийных работ, разборка и перевозка памятника своевременно не была осуществлена. Лишь летом 1993 года после обрушения шатра принято решение о разборке сохранившихся частей памятника и перевозке в музей.
Памятник представляет собой традиционную для культовых деревянных построек XVIII века трехчастную композицию плана с развитием вдоль продольной оси. Церковь одноэтажная на высоком подклете (3,6 м). Храм типа восьмерик на четверике с шатровым завершением (размеры храма в плане: 9,9 х 9,9 м). Высота четверика составляет 10,7 м, восьмерика – 5,5 м, шатра – 15,3 м, главы с крестом – 6,6 м. К восточной стене храма пристроена двухчастная апсида (в плане 4,9 х 8,5 м, высота сруба – 6,8 м), крытая «бочкой»; к западной стене –  трапезная (паперть). К западной стене паперти пристроено большое по объему двухвсходное крыльцо под рундучной кровлей, богато декорированное элементами ограждающих конструкций и декора кровли, что дополняет лаконичное декоративное оформление фасадов церкви.
Автор проекта: арх. С.В. Гельфер. Проектом реставрации предусмотрено полное восстановление памятника при переносе на территорию музея. В рабочих чертежах даны восстанавливаемые утраченные элементы интерьеров и крыльца. В подклете паперти проектом предложено восстановление размещавшихся там ранее зерновых амбаров с сусеками. В результате утраты церкви, восстановление объекта происходило методом макетирования в натуральную величину («новоделом»), с использованием сохранившихся первоначальных элементов. К ним относятся частично сохранившиеся ограждающие конструкции и детали окон паперти, а также косяки портала храма.